Сегодня в рубрике «Героиня Негаполиса» Ирина Левченко, художник-авангардист, серебряный призёр VIII Флорентийской биеннале современного искусства, участница персональных и групповых выставок в России и за рубежом.
— Ирина, и первый вопрос: как воспитать вкус? На каких художников ориентироваться?
— Я родилась в Ставрополе в 1962 году. Там закончила художественную школу, затем поступила на факультет дизайна в Ставропольское художественное училище. Так получилось, что к своему учителю Евгению Саврасову, я пришла довольно взрослым человеком. Он заходил в класс, показывал картины Сезанна и говорил: «Вот так нужно работать». А я сидела и думала: «А мне Шишкин нравится, и что там в этом Сезанне?» И получилось, что я как-то пыталась осознать, почему этот стиль мне не понятен? Почему им нравится, а мне нет? Я вот себе поставила задачу ответить на этот вопрос. И в течение многих-многих лет решала ребус.
— И как? Решили ребус?
— Не могу сказать, что Шишкин мне теперь не нравится, я к нему отношусь с очень глубоким уважением… Просто современному художнику он не может дать так много, как тот же самый Кандинский или Малевич.
Евгений Саврасов знаменитый художник-шестидесятник, бунтарь, пытавшийся вырваться за рамки стиля социалистического реализма
— То есть, вы решили пойти от обратного? Понять, почему вам не нравятся авангардные работы Пикассо или того же Малевича?
— Да, для меня их живопись, их стиль, были загадкой. Что подвигло этих людей именно так изображать окружающую действительность? И я просто билась над этим вопросом. К тому же, мне всегда было трудно придумать что-то своё. Одно дело, срисовывать с натуры — все эти натюрморты или пейзажи, другое, — придумать что-то самому. Ещё когда я училась в детской художественной школе, композиция была для меня самым трудным предметом. Когда нужно было придумать что-то самому. Я никак не могла, у меня ничего не рождалось. Такие работы получались банальные. Как у всех, что ли.
Ирина Левченко: «Но меня всё детство не покидала уверенность в том, что я обязательно должна внести свою лепту в современное искусство»
— А как случился перелом и пришло понимание, что, наконец, вы на верном пути и этот путь — ваш?
— Я уже закончила художественное училище. И однажды на улице встретила свою коллегу. Она мне стала рассказывать: «Ты не представляешь, я сейчас иду из библиотеки, где видела работу японского художника Хокусая. Там только ирисы и больше ничего нет! И это так здорово!» Она описала мне эту работу, и я тут же пошла на базар. Это был май. Купила ирисы, принесла домой и написала их по-своему. Совершенно по-своему.
Вот с этого момента вдруг родился стиль.
— Трёхмерные арт-объекты, которые вы создаёте — это синтез скульптуры и живописи? Этот стиль имеет название?
— Критики назвали мой авторский стиль синтезом поп-арта и русского конструктивизма. Мои работы — это трёхмерные арт-объекты, расписанные темперной краской. Часто в них есть дополнительные конструкции — выдвижные детали, ящички. Чтобы увидеть картину целиком, надо рассмотреть её со всех сторон, выдвинуть ящички, заглянуть внутрь. Только так получится понять образ целиком. Моя поездка в Италию на Биеннале не осталась без результата. Мне хочется, чтобы мои работы были более динамичными и имели ещё больше секретов. Это примерно, как в картине «Медовый Месяц», когда открывается один ящичек, в нём ещё один, и ещё один — по принципу китайской шкатулки. Только человек, который понял секрет этой работы, может открыть дверцу. А до этого вся суть скрыта.
Нужно вникнуть, почувствовать, посмотреть и тогда работы откроются с другой стороны.
— А как вы пришли к такому необычному решению?
— Ну, это воспоминания из детства, когда мы делали разные секретики. Собирали фантики, разноцветные стёклышки, какие-то пёрышки, сломанные брошки, пуговицы. Собирали всё это и прятали в укромном месте. Это как в сказке, когда есть тайная шкатулочка, или потайные дверцы, что-то такое. Игра, на мой взгляд, это важное составляющее современного искусства.
И художник приглашает зрителя стать соучастником этой игры, соавтором.
— Ваши объёмные работы разные по форме: в виде мухи, в форме конфеты, перчатки, куклы. Расскажите, из чего сделан корпус, который вам заменяет холст?
— Сначала я придумываю форму. Потом делаю чертёж, подбираю материал, в основном это картон или фанера. Если дерево, то выпиливаю детали. Когда готова форма, то грунтую и приступаю к живописи, потому что всё это хочется обыграть в цвете. Вот делала ключницу в подарок, прикрутила проволочки — эти элементы выполнили функцию графики. Живопись и графика.
— Ключница, которую вы делаете, это тоже работа с секретом?
— Да, там внутри есть ящичек, хочется, чтобы он был функциональный и выдвигался. Возможно, что-то будет лежать внутри, это тоже будет продолжение образа. Проволочки — это как бы намёк на клетку. Изначально хотелось, чтобы не птичка была в клетке, а люди. Эта мысль была самая первая, потому что люди ограничивают себя какими-то рамками поведения, интерьером, добыванием денег и не видят самого главного.
А по-настоящему свободны у нас только птицы.
— Ирина, вы сказали, что новые образы стали появляться после вашего участия в Биеннале? Как вы туда попали?
— На Биеннале можно попасть только по приглашению. Восьмая Флорентийская Биеннале современного искусства в Италии — не исключение. До этого я принимала участие в международных выставках, моё имя было в сборниках современного искусства, наверное, поэтому меня выделили и пригласили. Биеннале длилось две недели. Я не знала итальянского, но язык художникам был не нужен. Мы прекрасно понимали друг друга. Нам говорили, что члены комиссии будут ходить и отбирать работы, но кто это, мы не знали. На конкурсе я представила несколько картин, среди них «Весна». Подошла женщина и стала рассматривать. А у «Весны» ноги — подвижная конструкция, и они выдвигаются вперед, как ящичек.
Она как увидела, стала восклицать: «О!О!». И я ещё бросила туда монетку.
Я заметила, как эта женщина написала на открытке номер моего стенда. В тот момент мелькнула мысль: «Вот это, наверное, член жюри». Если ты немного разбираешься, в искусстве, то идёшь по биеннале и видишь: вот это от Пикассо, это от Сезанна, это от Дали. А вот этого я ещё не видел, это что-то новое. И именно такие работы и отмечали члены жюри.
— Сколько всего было участников?
— Около восьмисот участников со всего мира. Австралия, Европа очень широко представлены. Россиян было трое: я, художник из Волгограда, и скульптор из Москвы. В самый последний день было награждение. Те, кто был уверен, что получит какое-то место сели впереди. А мы опоздали, нам стульев не хватило и, что самое удивительное, — как раз те, кто опоздали, шли с галёрки получать медали. Называют твоё имя, загорается стенд с работой, выходишь и получаешь награду. И когда меня объявили, конечно, эмоции сдержать было трудно. Я получила второе место в своей номинации. Серебряный призёр.
— В творчестве каждого художника есть основная тема. Какая тема волнует вас?
— Наверное, счастье. Совершенство жизни. Человек рождается, чтобы быть счастливым. Счастье — оно такое многогранное и у каждого своё. Все темы берутся из повседневной жизни.
Мои работы — это мечты, размышления о любви, о семейной жизни, о творчестве. Осаждённые впечатления.
— Над чем вы сейчас работаете и планируете ли участие в выставках?
— Да, конечно, постоянно приходят приглашения из-за рубежа, но пока нет возможности. Моя жизнь делится между живописью, семьей и художественной студией. Я живу в Армавире. Это Краснодарский край, веду уроки в детской художественной студии при Городском дворце культуры. На одном из занятий мы прочитали книгу Харуки Мураками «Страна чудес без тормозов или конец света», и мы решили проиллюстрировать это произведение. У детей получились очень хорошие работы. Я тоже не осталась в стороне, так появились картины «Череп Единорога» и «Розовые очки». В «Черепе Единорога» есть портрет самого Харуки Мураками. Мы подумали, что наше творчество будет интересно автору, пытались с ним связаться, но пока безуспешно. Летом 2023 года в Сочи в арт-галерее «ФОРТ» с успехом прошла моя персональная выставка.
А что касается новых картин, то я думаю, что самая моя знаковая работа ещё впереди.
— Редакция журнала «Негаполис» желает вам удачи!
Друзья, если вам понравилась статья, станьте частью нашего женского сообщества! Подписывайтесь на наши соцсети: Телеграм-канал, Дзен, ВКонтакте
Материал подготовила Лариса Юровская