Специально для журнала «Негаполис» колумнист, журналист, популярная телеведущая Елена Ханга берёт интервью у народной артистки России Надежды Бабкиной.
О статусе
— Сегодня мы в гостях у царицы русской народной песни Надежды Бабкиной. Что даёт звание народной артистки в нашей стране? В советское время это были надбавки, а сейчас?
— «Народная артистка» — разве это за надбавки? Звание народной артистки надо ещё заработать. Для меня народная артистка значит то, что я в ответе за тех людей, которых к себе приручила.
Я обязана выходить к ним и как можно чаще общаться. Это выливается в масштабные мероприятия — большие крупные фестивали, которые проходят ежегодно в регионах. Я отрабатываю звание народная артистка перед народом — это моя совесть.
— Откуда пошло звание Царица русской песни?
— Это забава. Настоящая царица у нас была до революции (я вообще за то, чтобы монархия оставалась до бесконечности). «Царица русской песни» — придумала режиссёр Люба Гречишникова. Так что даже как-то неудобно становится. Я из крестьянства — так, на всякий случай.
— Я в советское время, когда в анкете спрашивали, откуда я, писала: «я из рабов».
— А я деревенский человек. Но для меня царица — это не моя тема, но звучит почётно. Ввели в ранг, ну и Слава Богу.
О театре
— Надежда, расскажите о своём театре.
— Государственный академический театр «Русская песня». У нас в стране нет ни одного такого театра. Думаю, что мы являемся достойным примером и надеюсь, что ещё будут появляться такие театры. Но тогда, когда изменится отношение к народной культуре.
— Вот мы сейчас об этом и поговорим. Мне кажется, что популярность народной русской песни со времен моей молодости значительно упала. Мы помним известные имена: Зыкина, Воронец, Шаврина, Баянова. А сейчас вы да Пелагея. Из тех, кто в таком пространстве. Чем вы это объясняете?
— У Пелагеи в этой ситуации более обширная деятельность. Она ещё на английском языке поёт. У меня совершенно другие масштабы, идеи и мысли.
О русской песне
— Почему за столом поют русские песни, а на концерты люди не идут?
— На мой взгляд, такая проблема реально существует. Во времена Советского Союза был бум национальной культуры, народных традиций. На концертах выступали симфонический оркестр, оперные певцы, балет Большого театра. Затем выходили народники: государственные коллективы, хор им. Пятницкого, «Берёзка», «Песняры».
Вот вам, пожалуйста. Мы все были в этих списках! Я ни разу не пропустила ни одного кремлёвского праздника. Это была правда жизни, уважительное отношение к истокам. Но как только свершились 90-е года, мы взяли курс на запад. Тогда появилось очень много англоязычной музыки.
О свободе
— Почему на западе любят ходить на концерты кантри, там собираются миллионы, а у нас не так?
— Это политика нашего государства. Поменялись времена, руководство. Молодёжи хочется свободы. Зря они так думают, ведь свобода — в нас самих.
Более свободных людей, чем мы, в мире нет — это правда
Но эта другая свобода к чему привела? «Давайте модно, креативно!», «Всё не так!», «Кому это наше надо?», «Да я стесняюсь!», «Да не дай бог я сарафан увижу где-то на улице или кокошник!»,» Балайка— фу!» и т.д. Это всё с поколениями пришло к сегодняшнему дню.
Но это не умерло, никуда не делось. Я езжу с фестивалями на протяжении всей своей жизни. Сейчас у меня фестиваль, который узаконен Министерством культуры Российской Федерации. Называется «Песня России». Так меня в регионах ждут! Я там сижу по десять дней!
О конкурсе
— Надежда, я разговаривала с несколькими молодыми ребятами. Они утверждают, что прорваться просто невозможно. Что делать молодым людям, которые хотят заниматься народным творчеством?
— Недавно я объявила конкурс. Мне нужен был один человек в коллектив — второй альт, крепкий красивый тембр. Но у меня есть условие — образование. У меня все консерваторцы. Я выношу народную песню на сцену, воспитываю людей, и у меня должны быть инструменты. Образование необходимо: нужно знать произношение, историю, диалектику, должно быть понимание, как это преподнести. Это целый пласт труда.
Учиться надо.
На конкурс пришло более сорока человек на одно место. Но они все — первый альт, высокий, а я объявила низкий, нужен такой как я. В результате я только двоих приметила. И то, есть вопросы. У меня высокие требования. Но молодые и упорные всегда найдут путь.
Голос — это божественный инструмент, за ним нужен уход
— Но без денег очень сложно пробиться. Они вынуждены сдаваться на спонсорство, продюсерам, ведь на всё нужны деньги. Тот же клип не снять без денег.
— У меня нет ни одного клипа. Кроме «Порушка-Параня» с Ариэлем. За который меня осудили: что ты себе позволяешь, платье задрала и стираешь. Разгон был такой, что я думала, сотрут с лица земли. Но не стёрли. Я осталась. У меня никогда не было финансирования, чтобы снимать клипы. Я вот как-то прорвалась.
Я в своей жизни очень много сделала бесплатных концертов, и никогда этим не гнушалась
Я подросла и без денег больше не работаю, но есть особые случаи, когда сделаю это с удовольствием. И я это делаю.
О продюсерах
— С чего начать молодому человеку, который хочет пойти в народную песню?
— Обращаться в государственные учреждения культуры, Департамент культуры и договариваться с ними. Есть, конечно, удальцы, счастливчики, у которых всё получается, и они прекрасно справляются сами. Но у нас не в цене народный жанр и необходимо придумать формы, надо непременно что-то делать и встраиваться в сегодняшний день: надевать красивые платья, делать аранжировки. Самим вкладывать свои вложения. Первые свои приработки я тратила на аранжировку.
— Как быть с предложениями от продюсеров интимного характера? Вы бы посоветовали начинающим воспользоваться таким путём?
— Нет. Ну, если не жалко своё тело трепать, то вперёд и с песней!
О женщинах
— Почему русские женщины склонны терпеть хамство от мужчин?
— Это традиции. Как раньше было: выдавали замуж за нелюбимого, брак по договору. И женщина подчинялась. У меня вот родители прожили пятьдесят лет и не ссорились. Мама — спокойная, папа — огонь. Мама говорила: «Надя, когда ты выйдешь замуж, то должна понимать, что вы разные люди».
Как у меня было? Он — коренной москвич. Я — казачка, приехала покорять Москву. Деревенщина, правда, с образованием.
У меня была огромная жажда учиться. Мы поженились. Он гастролировал. Семнадцать лет прожили.
Сказать, сколько из них я была счастлива? Полтора года.
А всё остальное: стерпится-слюбится. Как родители научили: мало ли что в жизни бывает, надо терпеть, промолчи, всё потом наладится. Я старалась.
— После измены мужа вы всё равно остались с ним и жили семнадцать лет?
— Я собиралась уезжать, но приехали его родители и стали слёзно меня умолять. Забрали меня к себе. Я прожила у них несколько дней. Потом начались роды. Да, мы остались вместе.
— Почему он так поступал?
— Не знаю. Я привозила деньги. Думаю, он дико ревновал к моему карьерному росту, популярности, но вслух этого не говорил. У него была агрессия.
Кем я мечтала быть с самого детства, я той и стала. У меня нет никаких разочарований по этому поводу
Об отношениях
— Когда мы познакомились со свекровью, она мне сказала: ты никогда ко мне не приходи с рассказами, что тебе что-то не понравилось с моим сыном. Потому что вы проснётесь, и у вас всё хорошо. А я тебе тогда не прощу. Я поняла, жаловаться свекрови не вариант. Дружите с невесткой?
— Дружу. Но когда она что-то неправильно делает, говорю, что этого делать нельзя.
— Мне нравится анекдот.
Сын привёл троих девушек домой, и говорит маме:
— Мама угадай, которая из них моя невеста.
— Вон та с краю.
— Как ты догадалась?
— Она как зашла, сразу мне не понравилась.
— Нет, я другая. Да, при первой встрече она мне не понравилась, но потом отношение к ней изменилось.
— А если бы не приглянулась, позволили бы жениться сыну?
— Конечно. У меня так женился мой брат. На моей подруге. Брат стал генералом.
— Как думаете, можно ли изменить мужчину под себя, чтобы брак был счастливым?
— Для этого у женщины есть все инструменты. Надо приручить этого мужчину. Сделать так, чтобы он поверил тебе и в тебя. Способствовать, чтобы он добился того, чего хочет. Помочь ему себя реализовать. Поддерживать его стремления. Мужчина всё чувствует.
— Вы можете простить измену?
— Конечно. Ну я же простила.
— Вы его ненавидели?
— Ну и что?! На похороны-то я пришла. Хоронила его.
Об измене
— Чтобы вы сказали женщинам, которым муж изменяет, что им делать в этой ситуации?
— Надо уйти от него. И Бог ему судья.
— А если измена случилась по пьяни, случайно, так сказать?
— Тут без разницы! Если у человека нет такого стремления, он никогда этого не сделает. Всё это происходит запланировано и обоюдно.
— Стоит ли жене проверять карманы своего мужчины, его телефон?
— Нет, никогда! Зачем?!
— Если есть подозрения в измене, стоит ли поговорить с супругом?
— Да кто же признается в измене?! Если только в гневе, когда уже всё надоело.
— Можно ли ребёнком удержать мужчину?
— Мужика ничего не держит!
Блиц о разном
— Гражданский брак на ваш взгляд отличается от официального?
— Психологически — это важно. Полноценная семья должна быть хоть раз в жизни.
— Надежда, есть ли что-нибудь такое, чего вы не попробовали, и о чём сожалеете?
— Не жалею ни о чем. Но конечно, я ещё не всё попробовала.
— Если бы вам запретили петь. Чем бы вы тогда занимались?
— Руководила театром.
— Представьте, что у вас появляется возможность не зарабатывать, продолжили бы работать?
— Да, я бы ставила спектакли, делала шикарные костюмы, вкладывала средства в рекламу.
— Вы, верите в мистику? Происходило ли с вами что-нибудь мистическое?
— Верю в тонкий мир, который гораздо сильнее. Мы просто в нём живем. Мы часть этого тонкого мира. Когда мы играли Гоголя, был случай: я в роли Солохи взлетаю наверх. Чёрта пристегнули, но у него один ремень оторвался. Он схватился за край моего месяца, как раз в момент диалога Солохи с Чёртом. Ну это же Гоголь! Обошлось.
— Как вы относитесь к фонограмме?
— Хорошо отношусь. Если нет качественной аппаратуры, то почему бы и не воспользоваться фонограммой.
— Есть ли человек, кем вы восхищаетесь, на которого хотите быть похожей?
— Отец. Несмотря на его строгость. Он любое дело доводил до конца. Я не видела его трудностей. Он для меня является примером. Отец оставил мне слоган на всю жизнь:
«Если уверена, доводи до конца, если сомневаешься — даже не затевай. Не трать своё и чужое время!»
Я с ним согласна.
— Происходило ли в вашей жизни что-то ужасное, как вы думали на тот момент, но оказалось, что это к лучшему?
— Конечно, взаимоотношения с мужем. Жизнь нас постоянно учит. По написанному её не проживёшь. Либо ты смиряешься, либо становишься тем, кто ты есть и живёшь совсем по-другому.
— Вы бы хотели дружить с такой женщиной как вы сами?
— Я дружу с такими женщинами как я сама. Я себя очень люблю. Надо быть тем, кем ты являешься, и реализовываться по возможности. Если не получилось, то значит, — не надо. А получилось — будьте счастливы!