— Ирина, вы владелица и главный редактор «Негаполиса», журнала для деловых и творческих женщин. Но вы ещё и продюсер. У вас в портфолио в основном селебрити-интеграции. Расскажите, пожалуйста, что это за профессия такая и чем занимается продюсер?
— Сегодня большая путаница в понимании, кто такой продюсер. И в связи с этим многие ожидают от продюсера золотые горы. Вот он придёт и начнёт раздавать алмазы всем участникам проекта.
Такому заблуждению поспособствовали, конечно, товарищи из запрещённой нынче на территории РФ розовой соцсети. Это они там вечно обещают отправить всех в космос, подарить звезду и покатать на единороге.
— А как на самом деле?
— А на самом деле, продюсер — это просто хороший и адекватный организатор. Он умеет искать, находить, соединять, интегрировать, оформлять, приумножать, увеличивать, поддерживать, а ещё создавать правильное настроение на площадке.
— А как же вот эта популярная сегодня профессия «продюсер курсов»?
— Ой, это не ко мне. Не знаю, как они там выживают, бедолаги. Просто тренд на инфоцыганство становится нисходящим и продюсер курсов вместе с этим трендом катится вниз по наклонной.
— Как примерно выглядит ваша загрузка? Или рабочий график?
— Я всё равно прежде всего остаюсь журналистом-телевизионщиком и мыслю картинкой.
И вот если сделать нарезку видеоряда из моей нынешней продюсерской жизни, то получится примерно так:
- мы на интервью с Михаилом Лабковским (говорим про неразделённую любовь),
- мы в ТАСС (говорим про диабет и сердечно-сосудистые заболевания),
- мы на фоне сочно-зелёного хромакея в прямом эфире на закрытой конференции с гинекологами России (и говорим сложными терминами про сложные женские заболевания),
- мы в известной французской косметической компании (говорим с психологом, эндокринологом, гинекологом и косметологом про климакс),
- мы на телеканале Москва-24 (говорим про травлю),
- мы на Кузбассе (поздравляем его с 300-летием),
- мы на Экономическом форуме в Костроме (говорим про инвестиционные проекты),
- мы в Лужниках (за кулисами и на сцене говорим про генетику),
- мы на ТВ-БРИКС (тушим свинину вместе с китайским шеф-поваром и обсуждаем, можно ли на самом деле есть тараканов).
— И что? Можно есть тараканов?
— А это секрет пока. Не буду спойлерить. Кулинарный проект под названием «Российские звёзды готовят блюда китайской кухни» ТВ-БРИКС снимали для нового телесезона-2023. И он буквально только что вышел в эфир. Так что вы можете посмотреть и оценить.
Это совместный проект международной сети «ТВ-БРИКС» (гостевой продюсер Нина Зимакова), ведущего портала Центрального телевидения Китая «Женьминь жибао», при участии актрисы Евгении Синицкой, а также моей команды — «Агентства медийных модераторов» и самого главного нашего медийного модератора — популярной телеведущей Елены Ханги.
— И вы — директор Елены Ханги и продюсер её проектов?
— Да, всё так. Мы начинали несколько лет назад вместе, с тех пор как Елена вернулась в публичное пространство. И вместе до сих пор.
— Какой самый главный, большой и запоминающийся проект вам приходилось продюсировать?
— Каждый из них по-своему хорош и приятен. Наверное, самые запоминающиеся я перечислила выше. На каждом из них своя атмосфера. И обычно после любого совместно проведенного проекта мы все расстаёмся друзьями, вспоминаем друг друга с теплотой и любовью. Ведь мы сделали одно большое дело. После отработки проекта мы все выдыхаем, и у нас совместная коллективная эйфория.
— А что самое сложное в профессии продюсера?
— Наверное, всё. Вот представьте: нужно организовать и заставить работать большое количество процессов, людей. Не упустить ни малейшей детали: чтобы все микрофоны были заряжены, все артисты накормлены, причёсаны, все сценарии написаны и выучены.
Нужно всё запараллелить, засинхронить, проконтролировать: договорённости, документы, людей, студии, съёмочные группы, водителей. А ещё ж могут быть зрители из всех уголков мира или России. Если это какая-нибудь онлайн-трансляция. И все участники в едином порыве должны сработать как часы.
— А какое образование должно быть у продюсера? Какой опыт или наработки он должен иметь?
— Точно не стоит идти в эту профессию без опыта работы на телевидении. И без понимания права, юридических основ и того, как работают контракты.
— А почему? Как это связано?
— Сегодня почти все проекты организуют на стыке digital и медиа. И если новичок ни разу не видел прямого эфира и не понимает, как это работает, то разбираться на месте ему будет очень тяжело и даже чревато срывом проекта. К сожалению, приходилось работать с людьми, которые не отличают петличку от «уха» и для которых нет разницы между суфлёром и планшетом.
Технический райдер ещё должен быть в порядке, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно проведённый эфир или конференцию.
— Какими качествами должен обладать продюсер?
— В первую очередь, это стрессоустойчивость. Затем, умение договариваться, но это не про коммуникабельность, а про способность находить компромисс. Хотя в каких-то вопросах нужно наоборот быть бескомпромиссным.
— Что вы пожелаете начинающим продюсерам в креативной и медиаиндустрии?
— Каждый день учиться. И если что-то не получается, то пытаться находить ответы на вопросы: как это сделать, что надо сделать, чтоб получилось? И тогда всё будет отлично!